Социальная сеть. Ещё каких-то 15 лет назад под этим определением понимали систему взаимоотношений между группами или отдельно взятыми лицами в пределах социума. Что же мы имеем сейчас? Пожалуй, в наше время сложилось так, что понятие социальных сетей стало неразрывно связано с Интернетом и теми потребностями, которые он способен удовлетворить. Так уж вышло, что в пирамиде человеческих потребностей далеко не последнее место занимает потребность в самовыражении, которая периодически превосходит даже потребность в общении. Именно эти две потребности, в течении последних двух десятилетий, Интернет активно пытается удовлетворить. О том на сколько ему это удаётся, можно судить по цифрам, а они более чем впечатляющие. Смотря на них, невольно задумываешься, а не вытесняет ли Интернет общение, общение реальное? Способна ли вся эта Интернет мишура навязать людям преимущество сетевого общения?
Так что же эти самые социальные сети представляют собой на самом деле? С точки зрения онлайн сообщества, социальная сеть – это некий Интернет-ресурс, направленный на построение сообщества в Интернете, из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Большинство социальных сетей, готовы предложить не только общение по интересам, но и поиск объектов интересов, а именно: веб-сайты, музыка, видео и т.п.
Вернёмся к цифрам, как было упомянуто выше, они впечатляют и даже очень. Существует множество сетей популярных в тех или иных странах. Но пожалуй наибольшем успехом пользуется небезызвестный Facebook чья пользовательская база представляет 500 миллионов пользователей, за ним идут MySpace (255 миллионов), Twitter(200 миллионов), Windows Live Spaces (120 миллионов), Habbo Hote l(121 миллион) и ВКонтакте (110 миллионов). Если учесть ещё несколько менее известных ресурсов и предположить, что почти каждый из них имеет уникальную пользовательскую базу, то получается что примерно 1/6 мира «онлайн». Рискну предположить, что остальные либо не имеют доступа во всемирную паутину, либо ещё на кнопки нажимать не научились, либо люди, чьё поколение слишком поздно столкнулось с феноменом «социальных сетей». Так же не стоит забывать о ICQ, которая для пущего удобства перекочевала на сотовые телефоны. Конечно, ICQ нельзя назвать полноценной социальной системой.
Но так или иначе, она наряду с вышеупомянутыми ресурсами предлагает непрерывное общение.
Судя по всему, успехи социальных сетей в интернете очень даже неплохие. Но так ли всё хорошо, ведь отдавая предпочтение подобному общению, мы упускаем реальное. Недавно мною была замечена реклама компании «Мегафон», которая слегка меня возмутила. Суть рекламы такова: парень тихо мирно играет себе в футбол, а окружающие его люди, которым дойти до него не составит ни труда ни затрат во времени призывают его выйти в сеть. И казалось бы всё в порядке, парень всё ещё пинает мяч, вот только в руке у него телефон. Что мешает всем этим людям спуститься к нему на площадку и совместно погонять мяч? Или просто пообщаться? Может быть у них есть скучные, но неотложные дела, которые они просто хотят разбавить лёгким общение? Или это простая лень?
Нельзя утверждать наверняка, но на мой взгляд это явный знак, который сигнализирует о том, что человек сделал выбор. И, к сожалению, он не в пользу живого общения. Однако не стоит думать, что во всех этих моделях общества в сети нет ничего хорошего. Ведь есть люди живущие в разных городах и даже странах, люди которые просто не имели бы возможности общаться друг с другом, не будь того же ICQ или ВКонтакте. И не потому что нет других способов общения на расстоянии, просто смс и телефонные звонки по межгороду не в пример дороже, а письма дольше.
Как не посмотри, сколько бы минусов мы не нашли в сетевом общении, отказаться от него всё равно не в силах, по крайней мере большинство из нас. Всё же, как не крути, прогресс не стоит на месте. И нам не стоит. Хотя, большинство может лишь пытаться успеть за ним. Всё что нам остаётся, это научится правильно расставлять приоритеты по отношению к реальному и виртуальному общению, стараться никогда не упускать возможности реального общения. Ведь человека делает именно его реальное окружение, а не виртуальное.